Часы работы Центра детской нейропсихологии:
Ежедневно с 10-00 до 21-00
Под названием сенсорная дезинтеграция подразумевается расстройство процессов обработки получаемых сенсорных данных. При нормальном развитии мозга информация, поступающая от сенсорных органов (таких как слух, обоняние, вкус, зрение, тактильные ощущения, вестибулярная и проприоцептивная система), интегрируется упорядоченно и гармонично. В результате человек действует адекватно и выдаёт на полученную информацию адаптивную реакцию. Но бывают случаи, когда данный процесс работает неправильно – при этом мозг получает ложные сигналы, приводя к неадекватному реагированию.
Дети в основном хорошо приспосабливаются к городскому шуму и адекватно на него реагируют. Но есть и случаи, когда ребёнок не способен переносить все эти звуки, поэтому стремится избежать людных, шумных мест, а иногда даже может реагировать агрессивно. Это проявления гиперчувствительной дисфункции слуха.
Если же у ребёнка наблюдается слуховая гиподисфункция, он обычно предпочитает слушать музыку на большой громкости или громко включать при какой-то своей деятельности телевизор либо радио, поскольку без этого у него не получается сосредоточиться. Но расстройств слуха у ребёнка не наблюдается.
Ещё один пример – это знакомая многим гиперактивность ребёнка. Такое поведение малыша говорит о наличии у него гипочувствительной вестибулярной дисфункции. Для соблюдения равновесия и предупреждения падения, обучения и протекания мыслительных процессов, а также возможности оставаться в сознании такому ребёнку необходимо постоянно двигаться.
Противоположная ситуация – когда малыш крайне пассивен, боится прыгать, бегать, кататься на качелях, каруселях и т.д., не желает играть в подвижные игры. У такого ребёнка отмечается гиперчувствительная дисфункция – при любом быстром или резком движении он на некоторый промежуток времени утрачивает связь с внешним миром и теряет равновесие.
Другие примеры подобного типа можно привести, продолжая анализировать деятельность всех сенсорных органов. Работая с детьми, важно учитывать, что такое явление, как сенсорная дезинтеграция, крайне негативно отражаются на всех аспектах жизнедеятельности малыша. Подобные виды дисфункций могут приводить к нарушению социальной адаптации, познавательного развития, проблемам в учебной и профессиональной деятельности (в будущем), в речевом развитии и общении со сверстниками и т.д.
Чтобы предотвратить все эти последствия, следует обращаться к специалистам, которые проводят соответствующие занятия по индивидуально разработанным программам. При помощи нейропсихолога ребёнок сможет разгрузить или насытить собственные сенсорные органы именно так, как это будет ему нужно для обеспечения нормального функционирования. В результате он сможет вести нормальную жизнедеятельность, адаптируется к социуму, условиям в детсаду и школе, требованиям педагогов и т.д.