Ранние признаки синдрома Каннера
Симптомы аутизма начинают проявляться у ребёнка в довольно раннем возрасте, но заболевание и его признаки протекают в каждом отдельном случае совершенно индивидуально. Иногда ранние проявления аутизма похожи на просто хорошее поведение – ребёнок ведёт себя спокойно, нетребовательно, независимо. В связи с этим нужно обращать внимание на то, насколько малыш похож по своему развитию на сверстников.
Есть несколько основных критериев, которые следует выделить особо.
Признаки синдрома Каннера у малышей до 1 года:
- к полугоду жизни малыш не демонстрирует очевидных эмоций даже при встрече с матерью;
- к 9 месяцам у ребёнка нет желания лепетать и искать контакт глазами (может выглядеть так, будто он смотрит сквозь человека, а не на него). Не имея признаков проблем со слухом, не реагирует, когда его зовут по имени. Не отвечает и не инициирует объятия с мамой, его не привлекает тактильный контакт;
- к 12 месяцам становится заметной задержка либо полное отсутствие речевого развития, при этом ребёнок не пытается компенсировать это прочими приёмами общения (к примеру, жестами).
До 2 лет это заболевание обычно проявляется отчётливо, позволяя поставить точный диагноз. Раннее начало коррекции в этом случае может принести положительный результат.
Симптомы аутизма у 2-летних малышей:
- ребёнок не пытается указывать на интересующие его окружающие объекты;
- не понимает простых инструкций (к примеру, показать, где лежит игрушка);
- отсутствие попыток использования разговорных навыков или регресс в уже имеющихся у него умениях;
- ограничение двигательной активности;
- неочевидное для других проявление эмоций – смех или плач невпопад.
Проявления синдрома Каннера у 3-летнего ребёнка.
В более старшем возрасте симптоматика болезни становится более явной и позволяет увидеть сложившуюся картину:
- при повседневных играх ребёнок фиксирует внимание на одной детали либо объекте (зациклен на колёсике машинки, а не играет ей самой). Все игры однобоки, без проявления фантазии и творчества;
- любит выполнять однотипные действия (играть выключателем, перелистывать книгу);
- не понимает художественного творчества, игр с имитацией;
- предпочитает проводить время в одиночку, а не со сверстниками;
- склоняется к шаблонному поведению, а при любом отклонении от привычных действий может реагировать очень бурно, даже истерить;
- очень чувствителен к посторонним шумам и незнакомым запахам, неожиданно реагирует на раздражение и боль – например, может не заметить болезненного воздействия, но при этом запаниковать из-за резкого звука;
- неочевидное отношение к страхам – его могут пугать повседневные предметы, при этом совершенно не вызывать эмоций угрожающие жизни и здоровью вещи;
- расстройства сна – ребёнок спит тревожно и прерывисто, плохо засыпает;
- наличие склонности к выполнению повторяющихся действий;
- сильные перепады в поведении и эмоциональном фоне.